11 богов алкоголя, которым принято поклоняться в европе

Сельские дионисии

Первоначально это был сельский праздник в Аттике. Вероятно, фестиваль проводился в честь выращивания виноградных лоз. Некоторые историки, культурологи и мифологи полагают, что это древнейший праздник, изначально не связанный с Дионисом.

Сельские (малые) дионисии отмечались зимой, в месяце Посейдеоне. Деревенское население праздновало дионисии в честь первого разлива и дегустации свежего вина.

Одно из живых и колоритных описаний фестиваля дал Аристофан в своей комедии “Ахарняне”. Он описывает торжественную процессию с целью жертвоприношения, в которой принимали участие несколько уважаемых семей.

На сельских дионисиях население веселилось вовсю. Танцоры танцевали, сопровождая эффектные “па” смешными телодвижениями, и шутили (многие из этих шуток были на грани фола). Эти деревенские увеселения, как ни странно, были предтечей драматической поэзии.

Странствующие актеры, собравшиеся в труппы, разыгрывали пьесы. Обычно брались за основу пьесы, которые уже ставились в городе, и имели успех, но странствующие актеры показывали ее по-своему — так, чтобы сюжет был понятен простодушным сельским жителям.

Одним из самых забавных увеселений на сельских дионисиях были асколии. Потехи ради мальчики-подростки на одной ноге прыгали по мехам, вымазанным маслом.

Одновременно в столице Греции и в Элевсине проводился фестиваль алоя (пожинки). На этом празднике Дионис чествовался одновременно с Деметрой и Персефоной.

В разных городах Аттики празднества проводились в разные дни. При этом за весь сезон зрители могли посещать сразу несколько праздников. Афинские граждане имели возможность выехать за город, если в другое время у них не было такой возможности.

В месяце гамелионе праздновали ленеи — особый фестиваль, который был своеобразным продолжение сельских дионисий. Изначально ленеи были сельским фестивалем ленейского округа, но с течением времени его начали праздновать и в Афинах, и в афинских окрестностях. Центром фестиваля был пир, который устраивался за счет государства. Щедро лилось вино, разыгрывались трагедии и комедии.

Бахус и оргии вакханок. Кто такой бог Дионис и что такое вакханалии

Дионис — в древнегреческой мифологии бог вина и виноделия. В Риме Диониса почитали под именами Бахус или Вакх . Отсюда происходят слова « вакханалия » и « вакханки ». Бахус — символ шумного веселья, пьянства и безудержного разврата.

Вакх. Микеланджело Меризи де Караваджо. 1593-1594

Дионис — воплощение жизненной силы земли, бог плодородия. Его символами были плющ и виноградная гроздь. Иногда Дионис представал в виде быка или козла. Еще один символ Диониса как бога плодоносящей силы — фаллос.

Каменные фаллосы у входа в храм Диониса в Делосе. Фото: Wikimedia / Zde

Одно из прозваний Диониса — Лиэй, то есть освободитель . Он освобождает людей от мирских забот так же, как рвет оковы, которыми его самого пытаются сковать враги.

Динос — божество восточного происхождения. Он младший из 12 олимпийцев. Культ Диониса распространился в Греции относительно поздно — в VIII-VII веках до нашей эры, указывал видный советский антиковед Алексей Лосев. «Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону — как прежде всего божеству родовой аристократии», — отмечал профессор Лосев.

Воплощения Диониса[править]

Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис — сын Зевса и Деметры <ref>Diod. Ill 62, 2-28</ref>. Согласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всём своём величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу и её терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в своё бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре <ref>Hes. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297</ref>, а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам <ref>Eur. Bacch. 556-559</ref> или сестре Семелы <ref>Ино Apollod. III 4, 3</ref>. Д. нашёл виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришёл во Фригию, где богиня Кибела — Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию <ref>Apollod. III 5, 1</ref>. Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойники-тирренцы <ref>Apollod. III 5, 3</ref>. Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Д. Они заковали Д. в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д.; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Д. явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов <ref>Hymn. Hom. VII</ref>. В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Д. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь» и т. д. <ref>Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608</ref>. Зооморфное прошлое Д. отражено в его оборотничестве и представлениях о Д.-быке <ref>618, 920-923</ref> и Д.-козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.

На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. <ref>Apollod. epit. I 9</ref>. Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своём пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса — Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они всё сокрушали на своём пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Диониса-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мёд и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин <ref>Eur. Bacch. 135-167, 680-770</ref>. Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвёт оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены <ref>616-626</ref>. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царём Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное <ref>Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061-1152</ref>. На Ликурга — сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми <ref>Apollod. III 5, 1</ref>.

Дионис в мифологии

Отец Диониса — Зевс

Рождение Диониса окутано тайнами и домыслами. Родители красивого юноши — Зевс и дочь царя Фив Семела. Владыка Олимпа, в очередной раз плененный красотой юной девушки, часто посещал царевну. Новое увлечение не укрылось от жены Громовержца.

Коварная Гера предстала перед любовницей и предложила Семеле узнать, как на самом деле выглядит Зевс. Заинтересованная девушка уговорила любимого предстать перед ней в истинном обличье. Величественный бог не отказал. В результате загорелись покои Семелы, а у принцессы начались преждевременные роды. Чтобы спасти слабого новорожденного, Зевс зашил сына в собственное бедро. Через пару месяцев Дионис окреп и появился на свет во второй раз.

Гера

Подобный исход не устроил Геру. Ревнивая женщина преследовала мальчика, желая избавиться от младенца. Но, зная характер жены, Зевс приставил к Дионису Гермеса, который всегда успевал спасти ребенка. В конечном итоге сына Громовержца отдали на воспитание богине Кибеле, не уступающей в могуществе Гере (по иным источникам бог отдал ребенка нимфам).

Чуть повзрослевший мальчик неожиданно для родных подружился с сатиром по имени Ампелий. Старый забияка часто беседовал с маленьким богом и много времени играл со скучающим Дионисом. Столь необычная дружба закончилась печально — Ампелий умер от рогов быка. Юный Дионис попытался воскресить приятеля, но все принимаемые меры не помогли. Тело сатира превратилось в виноградную лозу, расстроенный юноша выжал сок из плодов, а полученную жидкость назвал вином.

Гермес

Молодой и беззаботный бог отправился в путешествие по всему миру. Куда бы не приходил Дионис — вокруг созревал виноград. Три года продлилось путешествие младшего сына Зевса. Бог побывал даже в Индии и спустился в Царство Мертвых, откуда забрал родную мать.

Правда, подобное шествие доставило массу хлопот для жителей Греции. Вместе с вином Дионис подарил людям безумие. Находясь в хмельном бреду, жители городов совершали массовые убийства. Тех, кто не признавал в юноше бога, Дионис убивал собственными руками. Многих женщин растерзали поклонники и подчиненные божества.

Юноша часто гулял по Земле в сопровождении друзей, его свита многочисленна. Диониса окружают сатиры (козлоногие демоны плодородия) и менады (жрицы и почитательницы бога). С большим удовольствием своего подопечного сопровождает Силен — учитель Диониса.

Дионис

Во время одной из таких прогулок привлекательного юношу заметили морские разбойники. Пока свита юного бога отдыхала, злодеи выкрали Диониса и доставили юношу на корабль. Один из членов экипажа, увидев, что цепи, которыми разбойники сковали добычу, не держатся на руках молодого человека, испугался. Мужчина попросил отпустить незнакомца, утверждая, что перед ними бог.

Разбойники не поверили брату по оружию. А Дионис, превратившись во льва, растерзал капитана корабля. Оставшихся членов команды юноша превратил в дельфинов. Единственный, кто не пострадал — проницательный бандит, заступившийся на юного бога.

Афродита

Перед обаянием покровителя виноделов не устояла красавица Афродита. Женщина некоторое время состояла в тайной любовной связи с веселым божеством. Плодом любви стал бог полей и садов Приап.

До женитьбы Дионис часто вступал в отношения со специфическими женщинами. В любовных победах бога числится Авра. Дочь титана родила от мужчины близнецов, одного из которых съела. Второго, к счастью, удалось спасти.

Несмотря на ветреность и любовь к веселью, Дионис оказался хорошим мужем. Супругой бога виноделия стала Ариадна, прославившаяся благодаря мотку ниток. Расставшись с возлюбленным Тесеем, девушка страдала от горя. Проходивший мимо Дионис потерял голову от красоты царевны Крита. Юный бог тут же овладел новой знакомой, а чуть позже женился на девушке.

Дионис и Ариадна

Поговаривают, что Тесей не планировал бросать возлюбленную. Но ночью смелому герою приснился Дионис, который приказал юноше оставить девушку, так как Ариадна должна достаться богу. В браке с Дионисом девушка родила сына Фоанта. После дочь царя Крита стала бессмертной — такой подарок сделал Зевс любимому сыну.

Символика, соратники бога виноделия

Античные картины и скульптуры донесли до нынешнего времени образ Вакха, как его представляли в те времена почитатели. Это юноша без бороды, черты лица мягкие, женственные. Самый важный атрибут его власти — посох (тирс), увенчанный сосновой шишкой — фаллический символ созидательного начала. Были и другие:

  • Виноградная лоза — признак плодородия, символ ремесла винодела.
  • Плющ — помогает против сильного опьянения.
  • Чаша — выпивая содержимое, человек забывал о божественном происхождении своей души. Для исцеления требовалась чаша разума, которая возвращала память и стремление вернуться на небо.
  • Пантера, рысь, тигр — животные напоминают о том, что культ имеет восточные корни.

Силен — постоянный спутник, наставник, воспитатель Диониса и большой мастер, который научил Диониса не только виноделию, но и пчеловодству, передал также свои знания об искусстве. Часто в свите была Мельпомена (муза трагедии).

Менады также были спутницами Диониса, они следовали за ним толпой. Свита была одета в оленьи шкуры, под которыми виднелись полуобнаженные тела похотливых девушек. Менады украшали себя листьями винограда, в руках держали атрибут своего бога — тирсу (жезл), увитую плющом. Волосы вакханок были спутаны, вместо пояса на них висели задушенные змеи. В безумном восторге женщины выкрикивали имя своего повелителя. Именно вакханалии положили начало театральному искусству, поэтому на сцене каждого античного театра в те времена была статуя Диониса.

В лесных долинах и на горных склонах вакханки ловили и растерзывали диких животных, чтобы напиться их крови. Приносили и человеческие жертвы — утаскивали в лес младенцев, разбивали им головы о камни, рвали их мясо зубами. Таким образом они приобщались к божеству. При помощи тирс высекали из скал мед и молоко. Увлекали за собой женщин, делая их жрицами своего культа.

Аид и Персефона

Несмотря на то что прямо и открыто он никогда не выступал, но в легендах есть немало примеров, когда бог смерти всячески пытался подпортить жизнь своему венценосному брату. Так, однажды Аид похитил прекрасную дочь Зевса и богини плодородия Деметры Персефону. Он насильно сделал ее своей королевой. Зевс был не властен над царством мертвых, и предпочел не связываться с озлобленным братом, потому отказал расстроенной Деметре в просьбе спасти дочь. И только, когда богиня плодородия в горе забыла о свои обязанностях, и на земле начались засуха и голод, Зевс решился поговорить с Аидом. Они заключили договор, согласно которому Персефона две трети года будет проводить на земле вместе с матерью, а все остальное время – в царстве мертвых.

Аид изображался мрачным мужчиной, восседающим на троне. По земле он путешествовал в колеснице, запряженной адскими конями с горящими пламенем глазами. И в это время люди боялись и молились, чтобы он не забрал их в свое царство. Любимцем Аида был трехглавый пес Цербер, который неустанно охранял вход в мир мертвых.

Оправданный дебошир

Как известно, пьянство до добра не доводит, и история Диониса является ярким тому примером. Из легенд явствует, что со временем развеселый бог стал впадать в безумие и устраивать самые разнузданные дебоши, что, впрочем, случается и с простыми смертными, не знающими меры в спиртном. Рассказывают, будто однажды дело дошло аж до убийства какого-то эллина, попавшего ему под горячую руку.

Но так уж повелось, что «небожителей» всегда стараются обелить, свалив их вину на кого-то другого. Вот и пьяные выходки Диониса греки объяснили колдовством, якобы насланным на него все той же коварной Герой. Ревнивица же не стала оправдываться и взяла вину на себя. Подобная версия сделалась общепринятой потому, что культ Диониса – это, как утверждали сами эллины, часть их духовного наследия.

Надо заметить, что со временем дебошир стал проявлять агрессивность к тем, кто не желал вместе с ним пьянствовать и упорно отклонял его приглашения. Например, в одной из легенд говорится, что фракийского царя Лигурга – убежденного трезвенника и поборника здорового образа жизни – он лишил разума, и тот в порыве неистовства зарубил топором собственного сына, приняв его за виноградную лозу. Столь же печальной была и участь дочерей царя Минея, отказавшихся участвовать в оргии и поплатившихся за это рассудком. Несчастные девы буквально растерзали приехавшего в гости к их отцу правителя города Фивы. Много и других подобных эпизодов приводится в древнегреческой мифологии.

История[править | править код]

Ранняя жизньправить | править код

Ариадна была дочерью царя Миноса, главы Крита, она знала, что он злой и то, что нельзя было отдавать людей в жертву Минотавру. Также она была дочерью волшебницы Пасифаи. Несмотря на любовь к своим детям, Минос был довольно жестоким, что демонстрировалось тем, что он требовал от Афин 7 молодых юношей и 7 молодых девушек, чтобы те были отосланы на Крит, а затем съедены ужасающим монстром Минотавром.

Приключение Лабиринтаправить | править код

Ариадна влюбилась в Тесея в первый раз, как только она увидела его. Принцесса отчаянно хотела, чтобы он жил. Она согласилась помочь ему. Тесей был храбр, добр и очарователен. Он обещал жениться на ней и взять с собой в Афины, если он выживет; Ариадна дала ему меч и клубок волшебной пряжи. Это не помогло и она решила использовать свою способность видеть сквозь Туман, чтобы безопасно провести Тесея через Лабиринт, убив Минотавра. Царь Минос не успел их остановить, они вернулись на свой корабль и отплыли вместе с Ариадной, Тесей обернул руки вокруг нее, оставив Крит навсегда.

Последствияправить | править код

После того как они вышли в море было сказано, что Тесею надоела Ариадна. Неизвестно, чем это было спровоцировано. Возможна, она не нравилась ему вовсе, герой начал возмущаться ее решением отплыть вместе с ним, хотя был ей обязан, ведь она помогла ему и оставила всех, ради него и его команды.

Они остановились на острове Наксос и у Тесея появилась идея. Он не хотел брать Ариадну в жены, поэтому он просто «выбросил» ее и отплыл один, возвращаясь в Афины без нее, чтобы больше никогда с ней не возиться. Это было слишком жестоко. В ту ночь, когда они спали на Наксосе, Тесей разбудил экипаж, но не Ариадну. Она продолжала спать и они отплыли без нее, оставив позади красивую девушку, которая спасла герою жизнь. Позже ее нашел Дионис, она плакала за Тесеем. Бог влюбился в нее и они поженились.

По одной из версий Ариадна была так полна печали, что покончила жизнь самоубийством. Дионис, который также является богом симпатии, спустился в Подземный мир и вернул ее к жизни. После этого он на ней женился.

Другая версия гласит, что они оставили ее спать на берегу из-за морской болезни Ариадны, а буря отнесла их дальше, сломав мачту. Затем они были вынуждены отправиться в Афины, чтоб отремонтировать мачту и вернуться домой. В этой версии Тесей забыл заменить мачту из-за беспокойства за Ариадну. Позже, когда он вернулся на остров, то никого не увидел.

Третья версия говорит о том, что Тесей оставил Ариадну, потому что она была ужасно больна и он собирался отправиться за лекарством, но когда вернулся, ее уже не было. (Возможно, потому что Дионис женился на ней и увез).

В еще одной версии Тесей и его команда спали на острове. Герой любил Ариадну, но за красавицей смотрел и Дионис. Бог прошептал ему на ухо, пока тот спал, чтобы они оставили ее на острове, так как бог вина любил ее. Невольно, но не в состоянии не повиноваться богу Тесей отплыл, пока Ариадна спала. По другой версии об этом герою сообщила Афина.

Дионисправить | править код

Дионис, муж Ариадны.

Ариадна проснулась одна. Она осмотрелась вокруг и побежала по берегу, зовя Тесея. Принцесса увидела парус на горизонте и понял, что он ее оставил. Она рухнула на землю и зарыдала. Пока она была в таком состоянии, проклиная Тесея, Ариадна умоляла богов, чтобы герой забыл поменять паруса с черных на белые. Они ответили ее мольбам и отец Тесея, Эгей, бросился с крыши своего дворца в море и утонул.

В других историях Тесей был так убит горем потери его красивой невесты, что забыл поднять белые паруса.

Некоторые версии утверждают, что Ариадна повесилась после того, как от нее отказались. Дионис вернул ее к жизни, а потом женился на ней.

Бог был хранителем острова Наксос и пришел к Ариадне, когда она еще плакала. Он утешал ее и был полон решимости сделать бедную девушку снова счастливой. Со временем Дионис излечил ее разбитое сердце, и они поженились.

От Диониса она родила Юантеса, Энопиона, Стафила, Тоаса, Латрамиса и Таврополиса. Ее свадебная диадема была создана на небесах, как созвездие Корона.

Она осталась верной Дионису, но позже умерла, и ее сыновья стали царями разных городов и островов. Им было хорошо без нее, но не Дионису.

Затем бог спустился в Подземный мир и привел ее и свою мать Семелу обратно. Они присоединились к богам на Олимпе и Ариадна стала богиней. Жена Диониса была провозглашена богиней лабиринтов, дорог и страстей. Но если идти по тому, что говорится в книге, то она была бессмертной женой Диониса, но не богиней.

Незаконнорождённый сын громовержца

Даже историей своего рождения он выделяется из общей массы смуглолицых и горластых младенцев, появлявшихся на свет на берегах Средиземного моря. Известно, что его папаша, Зевс, по секрету от своей законной супруги Геры питал тайную страсть к молодой богине по имени Семела. Узнав об этом, законная половина, исполнившись гнева, решила погубить соперницу и с помощью волшебства внушила ей безумную мысль просить Зевса обнять её так, как он это делает с ней ― законной женой.

Семела выбрала момент, когда Зевс был готов на любые обещания, и шепнула ему своё желание. Бедняжка не знала чего просит. Недаром он заслужил репутацию громовержца. Когда он прижал возлюбленную к груди, то его тут же объял огонь и озарили молнии. Гере ― жене, это возможно и нравилось, но бедняжка Семела не перенесла такой страсти и моментально сгорела. Не в меру пылкий любовник успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод и, поместив его в собственное бедро, доносил оставшийся срок. Вот каким необычным образом младенец Дионис появился на свет.

Дионис – скиталец

Если бы вы  жили в те далекие времена и увидели в канаве  полуголого, пьяного  до беспамятства юношу, то, наверное,  постереглись бы его осуждать, ведь  так неоднократно встречал утро и сам  Дионис.  Нет, это не он избрал  судьбу скитальца, но  отказавшись  в роли изгоя, перерожденный Загрей решил покорить тот мир, в котором находился. А заодно открыть  людям истину и показать, как правильно нужно  жить.

Да, поначалу не все было  гладко, и первые шаги давались ему очень тяжело. Так, попав во Фракию сын  Зевса неожиданно напоролся  на сопротивление со стороны правящего там Ликурга.  Уважающий порядок царь не захотел  терпеть на своей  земле пьяный разгул вакхнских оргий.  А потому пленил сопровождавших Диониса менад  и устроил травлю на самого бога.

Непривыкший к такому обхождению  Дионис  быстро забыл о своем божественном происхождении и вместо  того чтобы показать свою силу спасся бегством, найдя  защиту аж на дне моря у Фетиды.

Но  это была минутная слабость. За свой позор Дионис  жестоко  отомстил. Он  поразил Ликурка безумием и тот,  думая что  рубит виноградную  лозу, убил топором своего собственного сына. Но и  этого оказалось мало. Бог виноделия имел власть  над растениями унаследованную еще от своей  бабушки Деметры, а потому запретил фракийской  земле  давать урожай. Стране начал угрожать голод.

Чтобы умилостивить прогневанного бога эдоны отвели своего царя к горе Пангее и там разорвали  на части лошадьми. Эта, пускай и небольшая победа позволила  Дионису поверить в свои силы и он двинулся дальше покорять мир.

Согласно  его учению человек  не должен убегать от правды. Тьма  такая  же часть его жизни как и свет. Нужно просто  принять её и победить в себе. Стремление  же к идеалу – греховно, так как идеальными могут быть только  боги.

И эти заветы очень быстро  обрели популярность. Радоваться  жизни во всех ее проявлениях  оказалось  намного приятнее, чем  постоянно  ограничивать себя заборами  законов и приличий.

Вокруг  бога теперь всегда кружились хороводы мужчин,  женщин,  полубогов и сатиров. Вино  текло  рекой, никто не стеснялся своей наготы, да и предаваться плотским утехам с незнакомцем  тут  не считалось  греховным.

Так, без солдат и оружия Дионис  обошёл весь мир, подчинив себе  даже народы  далекой Индии, а потом  вернулся в то место, с которого  и начал свой  земной путь. То есть в Фивы.

На тот момент там правил мудрый и любящий во всем порядок Пенфей. Ему видать,  не известна была судьба Ликурка, а потому он  не признал в Дионисе сына  Зевса и выгнал  его из города.

А тот  ушел… а вместе с ним в Китеронские горы ушли все  женщины, от молодых  до старух. Побросали своих детей и мужей до  этого верные жены, подались зову  Диониса не знавшие мужчин  девственницы, ушла  даже мать царя и его сестры. И все чтобы  закружиться в танце  вакханского «безумия».

Но  это был  не последний удар. На следующую  ночь, приняв образ одного из  жрецов, бог виноделия посетил и самого Пенфея, предложив  тому лично посмотреть, что творят   женщины города. Упустим подробности.

Скажем лишь, что царь  недожил  до утра. В горах его  растерзали обезумевшие вакханки, а собственная мать отрубила мертвому уже Пенфею голову и надела ее на тис.  Больше  желающих усомниться в божественности  Диониса не нашлось.

Следует сказать, что позже  куль Диониса  таки был признан опасным, и вакханские оргии стало разрешено  проводить  только на горе  Парнас и то, не чаще чем раз в два года.

Но  двигаемся дальше.

Древнегреческая мифология

Около 700 г. до н.э. в работе под названием «Теогония» поэт Гесиод представил первую историю происхождения греческой мифологии. В ней повествуется история развития Вселенной от небытия (Хаоса, первобытной пустоты) к бытию. Также автор детально описывает:

  • сложное генеалогическое древо элементов,
  • богов и богинь (которые произошли от Хаоса/небытия и Гайи/Земли),
  • Уран (Небо),
  • Понт (Море),
  • Тартар (Преисподняя).

Большая Тройка: Зевс, Посейдон, Аид

В центре древнегреческой мифологии ставятся три бога — Большая Тройка. Эти три бога (Зевс, Посейдон и Аид) являются самыми могущественными на Олимпе, т.к. они были сыновьями владыки мира Кроноса (он был титаном, относился к старшему поколению богов и знаменит тем, что съедал своих сыновей).

Зевс — повелитель неба

Зевс — это главный бог древнегреческого пантеона, бог неба и погоды. Считалось, что именно Зевс правил погодой: направлял гром и молнии, дождь и ветер. Его считали отцом, защитником и правителем, как для богов, так и для людей.

Изображение Зевса «Греческий бог Зевс с молнией в небе»

Посейдон — повелитель моря

Посейдон обычно изображается с трезубцем в руках и с окружающими его дельфинами. Однако Посейдон не считается только царём моря и воды, но также его считали богом землетрясений и лошадей.

Изображение Посейдона

Аид — повелитель преисподней

Подземным миром правил Аид вместе со своей царицей Персефоной, также у него был верный помощник — пёс Цербер. Он наблюдал за судом и наказанием тех, кто к нему попадал, но сам не судил и не пытал виновных, это поручалось Фуриям (богини мести).

Изображение Аида

Другие мифы Древней Греции

Геракл

Известен как самый сильный человек на Земле. Возможно это самый знаменитый из греческих героев. Геракл был полубогом: его отцом был бог Зевс, а матерью — прекрасная принцесса Алкмена (человек).

Он стал богом спорта, покровителем спортсменов, но и божественным защитником человечества. Он обычно связан со здоровьем, сельским хозяйством и плодородием.

Пандора

Это была женщина, чьё любопытство принесло человечеству зло. Она тайно открыла сосуд, который нельзя было открывать и по миру разлетелись различные бедствия и болезни, а на дне осталась только надежда.

Узнайте больше про Ящик Пандоры.

Пигмалион

Это история короля, который влюбился в созданную им статую из слоновой кости. Он попросил Афродиту подарить ему жену, столь прекрасную, как и эта статуя. Богиня любви поняла его боль и оживила саму статую.

Нарцисс

Миф о молодом человеке по имени Нарцисс, который влюбился в собственное отражение. Он умер из-за этих чувств, а на месте его смерти вырос красивый цветок, который назвали именем юноши.

Монстры древнегреческой мифологии

В мифах Древней Греции можно встретить и такие персонажи, как:

  • кентавры (лошадь, у которой, вместо её головы и шеи — человеческая голова и торс);
  • крылатый конь Пегас;
  • женщина-лев Сфинкс;
  • женщина-птица Гарпия;
  • мантикора (голова человека, тело льва, хвост скорпиона);
  • минотавр (тело человека и голова быка);
  • драконы;
  • одноглазые гиганты циклопы;
  • карлики (пигмеи);
  • сатиры и фавны (демоны); и др.

Узнайте также про Пантеон и про Скандинавскую мифологию.

Младенчество и юность Диониса

Но  одно  дело  родить  ребенка, а другое его уберечь. Наученный горьким опытом, Зевс не рискует брать второй раз своего сына на Олимп, а прячет  его среди людей, поручив воспитание  Диониса его  тетке, царице Орхомена  Ино. При  этом приказывает царице, чтобы она с супругом воспитывали бога как девочку, наряжали в женские одежды, учили водить хороводы, таким образом, пытаясь сбить с толку свою  жену.

До поры до времени  это помогало. Но  потом Гера раскрыла его убежище и наслала на мужа Ино безумие. Некогда спокойный и рассудительный Афамант в припадке ярости убил своего старшего сына, а жену со вторым ребенком сбросил со скалы. Дионису чудом удалось спастись. Пришлось  для него искать новое пристанище.

Таковым оказалась таинственная гора  Ниса, де в гроте за воспитание юного  бога взялся мудрый Селен, а местные нимфы окружили своим вниманием. Как раз там, умудренный годами сатир, и открыл Дионису тайны природы, а заодно и научил  изготавливать вино

Именно в долине горы Нисы, будущий покровитель  виноделия и достиг своего совершеннолетия. Но  на олимп его почему-то забирать никто не спешил. Как в будущем и Гераклу, рожденному от смертной  женщины Дионису ещё предстояло  доказать что он  достоин быть богом-Олимпийцем, а до  этого  он изгой, скиталец, который вынужден осмыслить свое предназначение и выполнить волю могущественного отца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector