Японское искусство икебана: традиции и современность

Философия икебаны

Перед тем, как сделать икебану, японцы тщательно продумывают идею композиции, ведь, по заверениям монахов, они служили связующим звеном между миром живых и мертвых. Ритуальное приношение цветов к Будде было регулярным. В Индии буддисты только рассыпали цветы около статуи бога в храмах, а японцы вкладывали философский смысл в каждое произведение цветочного искусства.

Основное значение икебаны – это противостояние сил тьмы и света. Это символы Неба и Земли. Состояли букеты поэтому из двух веток. Позже, когда монахи посетили Китай, под влиянием учения конфуцианства добавилась еще одна ветвь, символизирующая Человека.

Сильное влияние на философское значение построения композиции оказало учение Дзен, которое отметило важность бытия. Оно отрицало пышные ритуалы, а предпочитало сиюминутную данность и обыденность существования

Икебана – искусство, которым может овладеть каждый

Элина Воробей | 3.06.2015 | 534 Элина Воробей 3.06.2015 534

Составление икебаны – целое искусство

На что нужно обратить внимание при ее создании? Как определить идеальную высоту стебля? Под каким углом он должен быть наклонен? «Дамский эксперт» знает ответы на все эти вопросы

Икебана − традиционное японское искусство создания композиций из растительных материалов (в том числе цветов).

Изначально эти простые и изящные композиции использовались древними монахами для украшения храмов. Сегодня же они широко применяются для декора жилых помещений.

Икебаны отличаются от привычных для нас ярких и пышных букетов простотой и ассиметричностью.

Основные принципы создания икебаны

Для создания икебаны принято использовать как покупные цветы, так и растительные материалы со своего приусадебного участка. Вы в свои композиции можете включать не только экзотические растения, но и обычную герань, петрушку и даже капустные листы.

Икебана с капустой выглядит очень оригинально

Срезанные растения нужно поставить в воду и еще раз обрезать их стебли под углом 45°. Поврежденные листья необходимо удалить. Не стоит оставлять и те листья, которые будут скрыты от глаз вазой.

Стебель растений, которые входят в икебану, должен быть погружен в воду примерно на четверть.

Чтобы цветы долго оставались свежими, нужно ежедневно менять воду в вазе и беречь растения от прямых солнечных лучей и сквозняков.

На что обратить внимание при выборе вазы?

Букет первостепенен

Именно поэтому ваза должна быть выполнена в спокойной цветовой гамме, чтобы не отвлекать внимание от цветов

Размер сосуда зависит от высоты композиции, которая будет в нем размещаться. Если самый высокий элемент композиции массивный, ваза должна быть в полтора раза выше, если тонкий и изящный – в два.

Что нужно знать о кензане?

Небрежно поставленные в вазу цветы – это не икебана. Чтобы каждый стебель, каждый прутик или веточка стояли на своем месте, нужно использовать специальный держатель-наколку кензан.

Кензан – тяжелая пластина, на которой размещено множество игл. Главный принцип размещения кензана в вазе – он не должен располагаться ровно посередине. Заменить купленный держатель можно полиэтиленовым пакетом, наполненным влажным керамзитом. Верхом искусства составления цветочных композиций считаются икебаны, сделанные без использования держателя.

Для фиксации всех растений в кензане понадобится много времени и определенная сноровка.

В готовой композиции кензан должен быть полностью покрыт водой

Стебли растений, которые должны стоять вертикально, перед установкой в кензан нужно обрезать ровно. Стебли цветов, которые по задумке должны размещаться в композиции под наклоном, стоит обрезать наискосок.

Перед тем как составлять букет, срежьте основание стебля у всех цветов, которые вы хотите расположить вертикально, ровно, не по диагонали. Так они будут лучше держаться в кензане.

Как составлять икебану?

Перед тем как приступить к аранжировке икебаны, удобно разложите необходимые растительные материалы, а сосуд поставьте на расстоянии 50 сантиметров от себя несколько выше уровня глаз. Такое расположение вазы позволит создать более гармоничную композицию.

Работа над икебаной не терпит спешки

Готовая икебана также всегда размещается немного выше уровня глаз.

Теперь нужно выбрать цветок (ветку), который будет первым закреплен в кензане. Он должен быть самым красивым и высоким одновременно.

Как только выбор сделан, необходимо определить наклон, при котором растение будет смотреться наиболее выигрышно

При этом важно, чтобы листья не перекрывали цветы и наоборот

Таким же образом следует определить местоположение всех остальных растений.

Вода в готовой икебане должна полностью скрывать кензан (примерно на 2 сантиметра), при этом лучше чтобы листья растений не соприкасались с живительной влагой.

Слишком тонкие стебли растений обмотайте тонкой полоской малярного скотча. Слишком толстые ветви стоит немного заточить или, наоборот, расщепить. Для большей устойчивости полые стебли перед креплением в кензане заполните ватой или бумагой.

Создание икебаны – очень интимный процесс. Предугадать конечный результат трудов практически невозможно. И все же это творческое занятие доставит вам истинное удовольствие, а законченная композиция будет радовать своим видом очень долго.

ОтдыхХоббиДомашние цветы

История «живых цветов»

— Как появилась икебана?

Изначально она зародилась в Китае. Все начиналось в рамках религиозной традиции, когда алтарь Будды украшали цветочными композициями. Приблизительно в XII веке икебана появилась и в Японии, а развитие получила в XV-XVI веках. Это связано с приходом к власти сегунов Асикага, которые были большими меценатами, военными и покровителями искусств. Сегуны проводили чайные церемонии, составляли цветочные композиции, интересовались поэзией и театром. Эти направления искусства стали развиваться именно при поддержке Асикага.

— У икебаны есть три школы, верно?

Верно. В XV веке появилась первая школа – Икэнобо. Ее основал буддийский монах Икэнобо Сэнкэй. Благодаря его потомкам, школа до сих пор существует, в ней все секреты передаются из поколения в поколение.

В школе Икэнобо проявляются традиции мандалы. Для икебаны Икэнобо используются растения, почитающиеся в буддизме и китайском даосизме. Раньше в икебане прослеживался явный философский подтекст: композиции делали из сосны, считающейся древом бессмертных, и пятицветных растений, где пять цветов символизировали пять элементов мира.

Из школы Икэнобо вышел стиль Рикка. Его особенность в том, что семь веток, выходящие из одной точки, должны воспроизводить мировое древо и соединять землю с небом. Основная ветка сосновая либо бамбуковая. Для этого стиля характерны огромные композиции, в которых используются даже древесные стволы. Для создания подобного нужна целая бригада. Стиль Рикка вычурный и многослойный, он требует дорогих сосудов – бронзовых, фарфоровых. Не каждый смертный в те времена мог себе это позволить. По мере распространения Икэнобо стили упрощались. На смену Рикка пришел легкий и изящный стиль Сёка. Для него всего-то нужны три ветки и простая керамическая ваза. Появляется и стиль Тябана (чайные цветы), для которого свойственна крайняя простота: горшочек или корзинка, а в ней незатейливые цветы. Это уже XVI-XVII век.

А в XIX веке появляется школа Охара, которая вводит стиль Морибана. Фишка этого стиля в том, что растения должны располагаться в низкой вазе и крепиться на кэндзан – специальную колючую подушечку. Так достигается эффект естественности.

— А к какой школе относятся те композиции, которые вы учите создавать?

К авангардной школе Согецу, появившейся в начале ХХ века. Ее основатель – скульптор и флорист Тэсигахара Софу. Его дело продолжил сын Тэсигахара Хироси (еще и кинорежиссер по совместительству), а впоследствии внучка Тэсигахара Аканэ. Принцип Согецу заключается в том, что три ветки должны проходить через одну точку, а их концы образовывать равносторонний треугольник. Мы используем ветки разных размеров: большую (син), среднюю (соэ) и низкую (хикаэ). Их наклон должен быть 15, 45 и 75 градусов соответственно. Ветки – это кости конструкции. Внутреннее пространство мы заполняем цветами и листьями, чтобы композиция обрела объем.

— Можно ли провести параллель между икебаной и другими восточными искусствами?

Да, у них всех один ритм. Люди, которые вошли в эту систему, могут успешно освоить и другие виды японского искусства. Икебана, живопись суми-э, чайные церемонии – все это переплетено. Если тебе близко японское мироощущение, ты сможешь творить в этих сферах творчества. Главное, чтобы нравилось.

Икебана: модель мироздания

Икебаной называют искусство составления цветочных композиций, а также букеты, составленные по правилам такого искусства.

Предположительно, икебана зародилась в Китае в VI -VII вв. н.э. Изначально это изобретение буддистского монаха использовали в качестве приношения богам. Цветочные композиции, или, как их называют сегодня, аранжировки, создавали священники и послушники монастырей. Чаще всего композиция в стиле того времени состояла из ветки сосны или кипариса, а также лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных бронзовых сосудах.

С развитием светской культуры в Х-XII вв. композиции из цветов стали частью внутреннего убранства дворцов и жилых покоев представителей аристократического сословия. При императорском дворе часто проводились состязания по составлению букетов.
В XVI в. с распространением чайной церемонии сформировался особый вид икебаны для украшения ниши в чайном павильоне. Простота, гармония и сдержанная цветовая гамма, характерные для предметов чайного культа, распространялись и на оформление цветов.

В XVII-XIX вв. искусство икебаны получило широкое распространение. Традиционным стало обучение девушек искусству составления букетов, но в связи с популярностью икебаны композиции упростились.

Выйдя за рамки ритуального обряда – подношения символически значимых цветов Будде и почитаемым предкам, в Японии икебана стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые разные сферы жизни. Оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире. Если на Западе икебана рассматривается порой как легкое и приятное хобби, то в Японии продолжает оставаться объектом познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа. Для большинства жителей Страны восходящего солнца икебана остается обязательным элементом национальной культурной традиции и совершенной моделью мироздания. На самом глубинном философско-религиозном уровне она может предстать как образ идеального мира и быть воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок. Икебана может быть и нежным любовным или дружеским посланием, и просто вызывать восхищение своей красотой.

Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого – вот кредо истинных художников икебаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хэйку (хокку), которые отличают те же краткость, глубина и совершенство:

Жизнь моя! Наедине с хризантемой замру в тишине…

Из чего можно сделать?

Изготовление икебаны своими руками в домашних условиях — очень увлекательный процесс. Тем более что это творческое мероприятие подразумевает использование самых разных элементов. Очень эффектно смотрятся композиции из природного материала: сухоцветов, сосновых веток, ветвей других деревьев, ёлки, разных листьев. Популярны и цветы: гладиолусы, орхидеи, нарциссы. Часто применяют детали из фоамирана, других материалов. В любом случае основа всего ансамбля — ёмкость.

7фотографий

Если вы всерьёз решили заняться икебаной, то рассмотрите возможность приобретения специальной подставки в основу – кендзана. Она легко заменима губками для флористов, пенопластом, песком, керамзитом

Важно учитывать, природные или искусственные материалы вы планируете использовать. В зависимости от этого подбирайте крепёж

После того как продумывается фиксация, выбраны сосуд и материалы, можно приступать к формированию треугольника.

Помните, что элементы не должны располагаться в одной плоскости, ансамбль должен быть объёмным вне зависимости от материала, асимметричным, многогранным.

Из цветов

Чтобы составить композицию из искусственных или живых цветов, понадобится сосуд: чаша, ваза, блюдце, кора, поднос. Цветы – невероятно красивые и совершенные элементы, поэтому сосуд не должен с ним спорить, скорее, слегка подчеркнуть всю красоту и хрупкость цветка. Подбирая ёмкость, продумайте, как она будет перекликаться по цвету с деталями ансамбля. Идеальная основа для скромного цветочного произведения – корзина или ваза из фаянса. Если вы предпочитаете роскошные цветы типа хризантем, лилий, роз, используйте более выразительные сосуды: вазы из стекла, фарфора.

Однотонный сосуд лучше всего подчеркнёт красочные цветочные элементы. Если же вы делаете центром ансамбля саму вазу, и она должна смотреться выразительнее, в качестве элементов в этом случае берут цветы скромных видов, ветви. Искусственный декор в современном стиле икебаны часто становится основным. Такие цветочные композиции не менее изысканны и изящны, при этом ухаживать за ними просто, а простоят они очень долго, если сравнить с живым цветком.

Простой мастер-класс икебаны из розы потребует:

  • ёмкость: ваза, корзина;
  • собственно цветы и декор;
  • губка флориста;
  • секатор, нож, ножницы.

Алгоритм:

  • по дну сосуда выкладывается губка, которая предварительно была увлажнена;
  • в центре размещается не слишком крупное растение;
  • стебли подрезаем по необходимому размеру;
  • устанавливаем цветы в корзинке;
  • фиксируем;
  • вносим декор по желанию и замыслу, завершая общую картину.

Из фруктов и овощей

Цветы — далеко не единственный материал для составления икебан. Необычно смотрятся ансамбли из фруктов, овощей. Часто применяют в качестве элемента цветную капусту. Петрушка, укроп, другая зелень прекрасно смотрятся в качестве декора. Фрукты великолепно дополняются ягодными гроздями, ветками рябины. Чтобы такая икебана выглядела интереснее, лучше подобрать основу нетривиальной формы. В ней можно разложить выбранные плоды или выставить на шпажках, добавив дополнительный декор.

Из сухих веток

Такие композиции очень распространены как в минималистическом стиле, так и более нарядном. Часто берутся сухие ветви голого типа для формирования футуристических ансамблей. Ветви ели, сосны отлично подходят для зимних, праздничных произведений, предназначенных в подарок к торжеству или как украшение дома. Хвойные ветви украшают шарами и другим декором. Сухие скромные ветки отлично дополняются цветами.

Предлагаем вам мастер-класс по созданию изящной композиции из сухих веток и георгинов. Можно использовать декоративные или настоящие ветки с ягодами, ветки боярышника, рябины.

Алгоритм работы:

  • в ёмкости располагаются выбранные ветви;
  • в процессе размещения ветки подрезаются, избавляются от лишних частей;
  • центральная зона декорируется зеленью и выбранными ветвями;
  • так как в композиции есть живые цветы, в вазу необходимо налить воду;
  • выбираем георгины разного размера и высоты, включаем их в ансамбль;
  • завершаем композицию правкой элементов.

Цитаты

Икэнобо Сэнкэй писал об искусстве икебана:

«Я провёл в уединении много досужих часов, находя удовольствие в том, что собирал ветки старых засохших деревьев и ставил их в разбитый кувшин. Когда я сидел, всматриваясь в них, разные мысли приходили мне в голову. Мы прилагаем столько усилий, чтобы построить сад из камней или фонтан во дворе, забывая, что искусство икэбана дает возможность увидеть в одной капле воды или в небольшой ветке бескрайние горы и реки за самое малое время. Поистине это чудотворное искусство…

Когда я вдыхаю аромат цветов, испытываю такое чувство, будто попал в райский сад. Не зря же Будда в своих проповедях прибегает к образу Цветка. Разве пять цветов — синий, жёлтый, красный, белый, чёрный — не олицетворяют пять способностей и пять органов? Смерть бесчисленного множества цветов в зимнее время подтверждает закон Перемен, превращений, и кусочек земли с сосной и кедром в этом заброшенном месте символизирует вечную Истину Вселенной».

икебана

Стили икебаны

Икебана – восточное искусство составления композиций из цветов. Его название в переводе на русский означает «дать цветам новую жизнь». В наше время это древнее искусство известно далеко за пределами Японии и широко используется флористами всего мира.

За многовековую историю (примерно с 6-го века) в искусстве икебаны возникло несколько стилей со своими принципами, правилами и законами: татебана, рикка, нагеирэбана, чабана, сёка и морибана.

Татебана – самый древний и почитаемый стиль икебаны, послуживший основой для всего последующего развития этого искусства. Цветочные композиции в этом стиле широко использовалась в религиозных обрядах. Наряду с подсвечником и сосудом для благовоний их традиционно устанавливали возле статуи Будды в качестве подношения божеству и напоминания о недолговечности красоты и бренности жизни.

Главный принцип стиля татебана – строго вертикальное расположение растений в вазе. Кроме того установлено было строго нечетное количество элементов в композиции и символичное сочетание трех сил (земли, неба и человека), состоящих в гармонии. Последние два правила стали законом и для всех остальных стилей икебаны.

Рикка (стоячие цветы) – стиль икебаны, отличающийся помпезностью, официозом и театральностью. Его появлению способствовало распространение буддизма в Японии. Для проведения религиозных обрядов потребовались символы и украшения. В соответствии с постулатами рикка растения, устремленные к небу, должны были олицетворять величие природы и торжество учения Будды. Для рикка характерны пышные букеты из больших ветвей в дорогих бронзовых вазах. Композиции в этом стиле украшали храмы, дворцы и богатые дома.

Нагеирэбана или нагеирэ (цветы, брошенные в воду) – стиль икебаны, возникший в Японии в противовес строгому стилю рикка. Его основной идеей стало естественное расположение цветов в вазе с опорой стеблей на края сосуда. Композиции нагеирэбана могли быть прямостоячими, наклонными, лежачими, свисающими и настенными. Благодаря своей демократичности, они быстро завоевали популярность у жителей Японии.

Чабана (чайные цветы) – стиль, появившийся в связи с распространением чайной церемонии. Композиции в этом стиле предназначены для установки в чайном павильоне. Они символизируют душевный покой.

Для чабана характерен минимализм, присущий философии дзен (большое заключается в малом). Растения должны быть простыми и выглядеть естественно. Для создания композиции достаточно всего одного вида цветов. Все растения, как живые существа, нужно поддерживать в тонусе, обеспечивая доступ воды. Посуда нужна скромная однотонная без яркого блеска.

Поскольку чайные церемонии часто проходят в темное время суток, в чабане нельзя использовать цветы желтого цвета. В полумраке они становятся плохо видны.

Сёка – трехцветочный ассиметричный стиль. Он сложнее нагеирэбана, но не такой строгий как рикка.

В соответствии с сёка три ветки устанавливают в вазу таким образом, чтобы линии, соединяющие их вершины, образовали разносторонний треугольник, символизирующий гармонию во вселенной. Главная ветвь ставится в центре, а боковые – слева и справа с наклоном назад и вперед. Центральная ветвь в 1,5-3 раза выше вазы, а боковые соответственно в 1,5 и 2 раза ниже центральной. Все стебли должны выходить из одного места и на высоте 10 см от края сосуда расходиться в стороны, не касаясь при этом стенок вазы. Растения не могут переплетаться между собой и должны быть отчетливо видны в композиции.

Морибана – самый молодой стиль икебаны, вобравший в себя элементы рикки и нагеирэбаны и сформировавшийся под влиянием европейской цивилизации. Его главная особенность – использование низких плоских ваз, идеально подходящих для современного городского интерьера. Аранжировка морибана – это изображенный в миниатюре природный пейзаж. Полевые цветы и зелень для такой композиции подходят как нельзя кстати.

Автор статьи Ученный Агроном Степанов Максим.

Как сделать весеннюю икебану?

В это время года начинает пригревать солнце, появляется первая зелень. Пробуждение природы после зимы отражается в весенних композициях. Их можно создавать из различных материалов. Если вы хотите, чтобы икебана долго вас радовала, цветы не завяли, тогда сделайте их из бумаги.

Чтобы создать такое очарование, вам потребуются:

  • горшочек или пластиковая ёмкость;
  • пластилин;
  • много бумаги светло зелёного и поменьше зелёного цвета;
  • проволока;
  • коричневые нитки или краска такого цвета;
  • клеевой пистолет.

Далее придерживайтесь такой последовательности:

  1. Сначала декорируйте проволоку. Покройте её коричневой краской или обмотайте нитками, подклеивая их кончики.
  2. Нарежьте светло-зелёной бумаги на полоски, создайте из каждой методом накручивания фигуру «капля», слегка нажав на заготовку с одной стороны. Делайте их разных размеров, чтобы затем из нескольких создать ажурные листья, которые нужно приклеить на концы проволоки.
  3. Положите в горшочек пластилин, воткните в него подготовленные ветки, а поверхность нужно задекорировать следующим образом: из тёмно-зелёной заготовки вырежьте квадрат со стороной полтора или 2 см.
  4. Далее применяйте технику торцевания. Намотайте эти бумажные заготовки на три деревянные палочки или на другой подобный предмет. Не снимая с него бумагу, воткните ее в пластилин. Таким образом нужно задекорировать всю поверхность, располагая заготовки ближе друг к другу.
  5. Центральной частью композиции являются хризантемы, которые в Японии считаются священными цветами. Чтобы сделать их, нарежьте круги разного диаметра. При помощи ножниц надо нашинковать каждый почти до середины на полоски шириной 1 см. Теперь их нужно закручивать, начиная с краю, продвигаясь к центру.
  6. Создайте 7 таких заготовок, приклейте их одна на другую, начиная с большой, заканчивая малой. Приклейте хризантемы в количестве трех штук к проволочным ветвям.

Чтобы лепестки цветов были одинакового размера, расчертите сначала каждый кружочек на полоски, вырежьте образовавшиеся между ними треугольники, удалите их.

Вот такая замечательная работа получится в результате.

Весенняя японская икебана никак не может обойтись без веток сакуры. Чтобы они также долго простояли, используйте для них бумагу.

Такая композиция у вас получится, если вы возьмете:

  • розовую бумагу;
  • веточку дерева;
  • леску;
  • иголку;
  • бисер;
  • подходящую ёмкость;
  • пластилин;
  • искусственный мох или зелёную бумагу.

Сначала нужно сделать лепестки для цветков. Для каждого понадобится по 5 штук. Нарежьте розовую бумагу на полоски шириной 1 см, скрутите из каждой кружочек. Чтобы все они получились ровными, используйте круглое отверстие в специальной линейке. Сюда вы будете вкладывать скрученную туго спираль, проверяя размер. Когда получится элемент нужной величины, обрезайте лишнюю полосу бумаги, а кончик подклейте к этой спирали. Теперь нажмите на неё с одной стороны пальцем, чтобы получился слегка вытянутый лепесток. Данная часть будет в центре. Клейте по пять лепестков при помощи клеевого пистолета.

Проденьте тонкую леску в иглу, наденьте на неё бисеринку, пришейте эту тычинку в центр вашей композиции. Можно сделать несколько таких тычинок для каждого цветка сакуры. Можно пришить фрагменты лески к специально созданной из розовой ткани сердцевине, а затем уже её приклеить в центр цветка.

Когда будет создано нужное количество таких элементов, прикрепите их к ветке при помощи проволоки или приклеив.

Поставьте мини растение в горшочек, в котором находится пластилин. При этом ветку сакуры положите чуть наклонно.

Закройте поверхность искусственным мхом или бумагой зелёного цвета в технике торцевания.

Что это такое?

Цветочное искусство из Японии дословно переводится как композиция из живых цветов. Именно в Японии икебана получила настоящую популярность, и распространение по всему миру пошло именно оттуда. История возникновения составления букетов началась в XV веке, когда монахи создавали цветочные букеты как дар богам в храмах. Дары для японских богов формировались по принципу умеренности, изящности, натуральности.

Довольно бутона, лепестка, ветки, чтобы настоящий мастер создал из них шедевр, отразил красоту естественной природы и вложил смысл. Мастер икебаны не только создаёт букеты, он отражает своё внутреннее состояние, показывает красоту души, мировоззрение, бесконечность космоса. Цветок – не только основа композиции, он и символ вечной жизни.

Есть легенда, которая гласит о том, как зародилось искусство живых цветов. Когда-то давно смерч невиданной силы истребил огромное количество флоры в Японии. После этого монахи обошли исковерканные сады, собрали обломки растений и цветов. С этим удивительным даром они обратились к богам с молитвой, вопрошающей о восстановлении истерзанных садов. Будда услышал их, и вмиг сады стали снова пышными и роскошными, как до урагана. Это послужило началом цветочных подношений, в каждое из которых монахи старались вложить просьбу, призыв, благодарность.

Специалисты выделяют ряд особенностей, которые делают икебану отличной от стандартной флористики:

  • не только эстетическая, но и смысловая выразительность, отображающая мысли, настроение, идеи человека, который её составляет;
  • абсолютно логичная взаимосвязь между всеми частями композиции;
  • объём, благодаря которому эффектность композиции можно оценить с любой точки обзора;
  • качественный баланс, продуманная цветовая палитра, соотношение цветов, их размещение, гармония светлого и тёмного, мелкого и крупного так, что композиция выглядит целостной;
  • грамотное акцентирование, чаще всего роль акцента играет один нестандартный предмет — экзотическое растение, причудливо изогнутая ветвь — вокруг которого тактично располагаются остальные элементы, подчёркивающие выразительность акцента;
  • гармония основы, то есть правильный выбор сосуда считается очень важным — это могут быть фон, подставка, чаша, но они обязательно должны быть включены в общую композицию, быть в органике с ней.

Японцы считают композиции в стиле икебаны искусством, там этому долго и кропотливо обучают. Невозможно овладеть искусством игры на скрипке за одно занятие, так и флористика требует постоянных и неустанных занятий, самосовершенствования.

Вертикаль отражает прежде всего полёт, радостные эмоции, взлёт настроения. Горизонталь – спокойствие до равнодушия, отстранённое отношение, меланхолию. Понятие цвета также способно многое выразить, например, оттенки тёплого спектра – жёлтый, апельсин – символизируют радостное настроение и позитив, миролюбие, расположенность к другим. Холодная гамма – синий, голубой, серый – выражает спокойствие, сдержанность.

Есть нейтральные палитры, например, зелень, которая соединяет все другие тональности в единый сюжет. Мастер умеет поиграть с оттенками и контрастами, чтобы выразить свои эмоции пробудить их в других.

Основные принципы составления

Всем правилам составления икебаны предшествует основа – замысел композиции, её идея и основной смысл. Этому процессу японцы уделяют достаточно много времени, тем более что он во многом является медитативным. Времена, когда ансамбль мог составлять только специалист-монах, ушли в прошлое. Но сам принцип отношения к икебане, как к подношению Вселенной, как к ритуальной процедуре во многом остался прежним.

В каждом произведении должен быть заложен философский смысл. В традиционной икебане это противостояние сил зла и добра, позже, благодаря развитию китайского учения Конфуция в композицию добавился третий элемент – человек. Помимо конфуцианства, учение Дзен также внесло свою лепту в методики составления ансамблей, подчеркнув всю значимость бытия человека, отказ от пышности в пользу текущего мгновения и обыденности.

Всё это повлияло в итоге на современные методики составления композиции, несмотря на все изменения под влиянием времени. Для того чтобы правильно составить произведение, необходимо опираться на три основных составляющих: Небо, Земля, Человек и дополнительные элементы, связующие весь ансамбль в гармоничное целое. Кроме того, необходимо соблюдать правила формирования ансамбля:

асимметрия — основа размещения элементов, но общая композиция опирается на треугольник;
несмотря на треугольную основу, все части ансамбля не находятся на одной линии и в одной плоскости;
продумывая пропорции всего произведения, прежде всего опираются на форму, высоту и размер сосуда;
выбор вазы крайне важен: она не должна перетягивать на себя внимание, то есть быть слишком броской, лучше подобрать вазу в одном цвете, гармонирующем с общей композицией;
сосуд может быть любым: корзина, ковш, игрушка, ёмкости из стекла, дерева, фарфора.

Самые популярные формы ёмкостей для икебаны:

  • плоского типа для морибаны: тарелка, блюдо, поднос любой формы;
  • высокого типа, например, бутылка, графин.

После того как продумана композиция и выбран сосуд, переходят к выбору элементов

Здесь очень важно правильно рассчитать размер, в этом также стоит отталкиваться от размера вазы прежде всего. Имеет значение и выбранный стиль

Существуют разные формулы расчёта размера элементов. Для начала определяют длину Неба, где высота и диаметр сосуда складываются и умножаются на 1,5. Затем определяют длину линии Человека, которая составляет ? от Неба.

Важен угол наклона, он определяет форму всего ансамбля. Линия Человека должна склоняться по направлении к линии Неба. Самый укороченный предмет в ансамбле – Земля, размещается впереди или в стороне от наклона двух предыдущих линий. После того как расположены три основных элемента, в композицию включают дополнительные дзюси. Главное, чтобы они не были более длинными, броскими, чем основные, и не выделялись слишком интенсивно.

В икебане не допускаются громоздкие элементы, слишком много разных материалов, чрезмерная заполненность композиции, пышность. Основной принцип – много свободного пространства, воздуха, чёткость и значимость каждого элемента. Закрепляются все детали кензаном или пеной для флористов, если материалы искусственные.

Даже несмотря на чёткие правила, научиться творить таким образом довольно непросто. Как любое искусство, икебана требует вдохновения, обучения, отдачи, фантазии. Специалисты рекомендуют в первую очередь попробовать несложные ансамбли и строгие, невычурные материалы.

Икебана: правила и общие рекомендации

Не многие знают, что для создания такой композиции вовсе не обязательно использовать исключительно живые цветы. В процессе можно смело добавлять высушенные бутоны и даже искусственные растения. За счет этого икебана будет иметь более привлекательный и необычный вид. Кроме того, в работе стоит придерживаться некоторых рекомендаций. Их существует довольно большое количество, но мы отметим главных из них. Новичкам эти знания будут особенно полезны.

В первую очередь отметим, что красивые цветы не являются гарантом красивой композиции

Намного более важно правильно разместить все элементы по отношению друг к другу. Только в таком случае икебана будет выглядеть действительно привлекательно

Также не стоит забывать о сезонности. Подбирая материалы, всегда ориентируйтесь на то, какое сейчас время года и для какого события вы планируете делать композицию

Не бойтесь пробовать разные варианты сочетания и не обращайте внимание на количество элементов. В данном случае это не имеет никакого значения

Приступать к работе можно только в хорошем настроении и в полном спокойствии. Дело в том, что создание икебаны требует внимательности и в то же время полета фантазии

Поэтому важно полностью посвятить себя этому процессу хотя бы на несколько часов.Также стоит отметить и правила, которые обязательно нужно учитывать в процессе работы над икебаной. В первую очередь – это конечно же, расположение главного элемента

Данное искусство предполагает, что особая роль должна быть только у одного центрального элемента. Это может быть цветок, веточка или даже листик. Кроме того, важно сохранять динамику композиции. Для этого нужно размещать все детали под небольшим углом по отношению к поверхности или вазе. Если в процессе понадобятся веточки, то рекомендуем выбирать изогнутые стебли, плетеные сухоцветы и другие подобные элементы.

Вопреки стандартам создания классических букетов, икебана предполагает наличие некой асимметрии. За счет этого она смотрится более легко, непринужденно и именно поэтому является универсальной для каждого интерьера. Но в то же время, прежде, чем приступать к ее созданию, нужно все тщательно продумать. То есть определитесь с тем, в какой именно комнате она будет размещена или кому будет подарена. Также учитывайте, что ее ни в коем случае нельзя ставить там, где солнечных лучей слишком много. В противном случае она быстро потеряет привлекательный внешний вид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector